Высокие и непрозрачные тарифы на международный роуминг, а также задержка предоставления информации о расходах и остатке на счете нередко вызывают недовольство выезжающих за рубеж абонентов мобильной связи. Под давлением регуляторов многих стран, включая Россию, а также благодаря росту популярности VoIP-телефонии, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону — цены снижаются, а информирование абонентов улучшается, заявили эксперты Json & Partners Consulting по результатам исследования «Международный роуминг: состояние, тенденции и перспективы развития в России и в мире». Еврокомиссия планирует даже полностью отменить роуминг на территории Евросоюза.
Регулирующие органы и сами операторы достаточно активны в области регулирования и саморегулирования сегмента «международный роуминг». Например, Ассоциация GSM (GSMA) в 2012 году запустила инициативу, в рамках которой операторы должны лучше информировать абонентов о затратах в роуминге, включая услуги мобильной передачи данных. Инициативу поддержали 24 крупнейшие компании по всему миру, включая МТС и «ВымпелКом».
Заметим, что тарифы на международный роуминг могут существенно различаться от страны к стране. В Европе и многих других странах услуги роуминга регулирует государство. В 2007, 2009 и 2012 годах Евросоюз планомерно снижал тарифы на роуминг, что привело к снижению доходов операторов от данного вида услуг на фоне продолжающегося незначительного роста рынка мобильной связи в целом. В 2006-2010 гг. доходы от роуминга в рознице сокращались в среднем на 7% в год, в то время как рынок мобильной связи ЕС в целом вырос на 2%. Объем потребления голосового трафика и SMS остался примерно на уровне 2009 г., а объем передачи данных вырос в 6 раз за период 2008-2012 гг.
Директивное снижение цен на внутриевропейский роуминг по решению Еврокомиссии в 2007 г. привело к удорожанию роуминга для внешних операторов. Тогда европейские операторы подняли расценки на межоператорские платежи (формируют 70-80% тарифа на роуминг для российских абонентов) для своих роуминговых партнеров, в том числе российских. Не исключено, что в рамках создания единого европейского рынка связи роуминг внутри Евросоюза будет вообще отменен. Очевидно, что это вызывает серьезную озабоченность у операторов.
В России крупнейшие операторы заключили с большинством зарубежных роуминг-партнеров соглашения об онлайн-роуминге (CAMEL-роуминге). Благодаря CAMEL-роумингу абоненты с предоплатной системой расчетов (prepaid-абоненты), которые в России составляют абсолютное большинство, могут контролировать баланс своего лицевого счета в реальном времени. Однако при регистрации в других мобильных сетях за рубежом списание средств со счета абонента может происходить с опозданием, так как информация от зарубежных операторов о совершенных абонентом платных услугах (звонки, SMS, интернет-сессии) приходит со значительной задержкой. При этом расчеты за оказанные услуги prepaid-абонентам могут осуществляться при отсутствии средств на лицевом счете, а абонентам с постоплатной системой расчетов (postpaid-абоненты) услуги могут быть оказаны после превышения кредитного лимита. Другими словами, российские абоненты, находясь за границей, могут запросто «уйти в минус», даже не подозревая об этом. Особенно это касается активных пользователей мобильной передачи данных, а также пользователей современных смартфонов, выходящих в Сеть без ведома пользователя.
Значительное снижение цен на международный роуминг, принятое не без участия регулятора, пришлось на конец 2011 г. В результате переговорной работы, которую «МегаФон» проводил с европейскими роуминговыми партнерами на протяжении нескольких лет, в декабре 2011 г. «МегаФон» принял решение по снижению базового тарифа в странах Европы, в европейской части СНГ и в Турции в 5-9 раз, а расценки на интернет-роуминг — в 8,8 раз. Это привело к предсказуемому росту потребления услуг международного роуминга. По итогам 2012 г. услугами международного роуминга компании «МегаФон» воспользовались более 21 млн абонентов.
МТС и «ВымпелКом» основной упор сделали не на снижение базовых тарифов, а на внедрение дополнительных опций, позволяющих сократить затраты абонентов на мобильную связь заграницей. Это также позволило увеличить потребление услуг в роуминге. Так, по данным пресс-службы «ВымпелКома» количество абонентов оператора в международном роуминге за последние два года (с 1 квартала 2011 г. по 1 квартал 2013 г.) выросло на 30%.
Tele2 в 2012 г. почти в 2 раза снизил базовые тарифы на роуминг в странах Европы, СНГ и Балтии. Для абонентов тарифного плана «Звони Дешевле» были предложены специальные цены на международный роуминг. По некоторым популярным направлениям цены сократились более чем в 5 раз. Весной 2012 г. компания запустила бесплатную опцию, которая позволяет абонентам пользоваться льготными тарифами на роуминг в странах действия сетей Tele2. В 2012 г. число абонентов Tele2, воспользовавшихся услугами международного роуминга, увеличилось на 30% по сравнению с 2011 г.
В итоге, благодаря возросшей активности пользователей, сокращения рынка услуг международного роуминга в России не произошло. В прошедшем году этот сегмент вырос примерно на 10% и превысил отметку 26 млрд руб.
Источник: @Astera