Наталия Иванова из группы компаний Vega считает, что время выбрасывать стационарные телефоны еще не пришло.
С мая в Украине выросли граничные тарифы на фиксированную связь. Повышение тарифов экономически оправдано и неизбежно по причине роста себестоимости услуги — расходы операторов (на электроэнергию, транспортные расходы, оборудование и материалы) постоянно увеличиваются.
Как известно, фиксированная телефония является убыточным бизнесом. Средняя маржа по отрасли от одного абонента отрицательна и в 2012 году составила (-)19%. Даже с учетом повышений отрицательная динамика маржи в 2013 году останется почти неизменной (-20%). При этом даже двухэтапный рост тарифов в этом году не приведет к активному развитию телефонизации, ведь компании, которые собирались строить сети в отдаленных районах, в любом случае учитывали вероятность повышения в своих кейсах. Сегодня строить сети могут себе позволить только несколько очень крупных компаний, причем и они готовы это делать только при условии короткого срока окупаемости.
Утверждение о высоких тарифах на фиксированную связь в Украине сильно преувеличено. Мобильная связь составляет в бюджете семьи или компании в 2-3 раза большую сумму. Если затраты на 1 стационарный телефон составляют в среднем 37 и 80 грн. для физических и юридических лиц соответственно, то затраты на мобильную связь на одну семью составляют в среднем 105-120 грн. А для юридических лиц затраты на мобильную связь в расчете на одного сотрудника составляют около 160 грн. в месяц.
При этом фиксированная телефония догоняет мобильную в возможностях сервиса. Сейчас набор сервисов, которые доступны по фиксированной линии, не меньше, чем на мобильных телефонах: это и переадресация, и АОН, а также второй вызов, вызов по паролю, конференция, сокращенный набор номера, перехват звонка, удержание вызова, запрет входящих вызовов.
Главным преимуществом фиксированной проводной связи остается высокая надежность и качество, поскольку она не зависит от внешних факторов: погоды, местности, растительности в регионе присутствия. В то же время беспроводные технологии предлагают больше комфорта и возможностей. Выбирать тот или иной вид технологии нужно в зависимости от индивидуальных потребностей и технических возможностей в конкретном регионе. К примеру, фиксированная проводная связь подойдет пожилому населению и компаниям с офисной формой деятельности. А беспроводные решения — широкому кругу клиентов, среди которых и представители малого и среднего бизнеса, работающие «на колесах», но при этом желающие иметь «городской» номер телефона, и физлицам, желающим сохранить номер телефона при переезде. Крупные корпоративные клиенты часто используют симбиоз фиксированной проводной и беспроводной телефонии.
Фиксированная связь теряет популярность исключительно из-за потребности общества в движении. Этим объясняется востребованность традиционной связи у более пожилого населения и в компаниях с офисной формой деятельности, которые рационально используют средства на связь и нечасто меняют свое место нахождения. По нашим подсчетам, абонентская база фиксированной телефонии в Украине сокращается в среднем на 5% в год.
Если говорить о мировом рынке фиксированной телефонии, здесь абонентская база сокращается в среднем на 1% в год. При этом наш анализ показателей ряда стран не обнаружил закономерности между уровнем развития страны и проникновением мобильной и фиксированной связи. Также мы не обнаружили влияния высокой стоимости стационарной телефонии (по сравнению с мобильной) на проникновение фиксированной связи. Например, в России, где фиксированная связь дешевле мобильной, проникновение стационарной телефонии составляет 31%, в то время как в Канаде, где фиксированная телефония на 63% дороже, чем мобильная, проникновение стационарной телефонии составляет 53% и всего на 34% меньше, чем проникновение мобильной связи. Изменение количества телефонных линий также не зависит от уровня развития экономики или стоимости услуг. Так, в Молдове и Испании при более высокой стоимости фиксированной телефонии наблюдался рост абонентской базы.
Наталия Иванова,
и.о. директора по развитию бизнеса группы компаний Vega
Источник: http://liga.net/