Несостоявшаяся до 15 августа конверсия частот ставит под сомнение запланированную выдачу лицензий на 3G до 30 октября 2014
Кабинет Министров не выполнил приказ Президента, который обязывал правительство, при участии соответствующих госорганов, «осуществить комплекс неотложных мероприятий по конверсии радиочастотного ресурса Украины для внедрения в Украине системы мобильной связи третьего поколения» до 15 августа 2014. Кабмин так и не принял проект постановления, который бы позволил провести тендер на 3G лицензии до окончания конверсии, а также предоставил бы право Минобороны потратить деньги победителей тендеров на саму конверсию. Без этих изменений запуск 3G в стране практически невозможен.
При этом причина, из-за которой Кабмин не принимает постановление, может заключаться в нежелании выдавать лицензии двум крупнейшим операторам со значительной долей российского капитала. Об этом корреспонденту «proIT» сообщил на условиях анонимности источник в госструктуре, причастной к процессу запуска 3G. «Если бы у нас из трех претендентов был один российский оператор, то, наверное, проблема бы решилась», ― говорит чиновник. По его словам примечательно еще и то, что для принятия документа, его даже не надо выносить на заседание Кабинета Министров ― довольно лишь подписи Премьер-министра.
Стоит отметить, что в п. 15 действующего сегодня постановления Кабинета Министров от 1 августа 2007 г. № 993 «Об утверждении Порядка привлечения дополнительных внебюджетных средств для проведения конверсии радиочастотного ресурса Украины в полосах радиочастот общего пользования» недвусмысленно написано, что: «Лицензия в полосах радиочастот, высвобождаемых в ходе конверсии, выдается после ее проведения в сроки, определенные условиями конкурса или планом и договором конверсии».
А что касается процедуры освоения вырученных от продажи лицензий и выделенных на конверсию средств, то в п. 21 постановления №993 она больше похожа на уравнение со многими неизвестными: «Средства на проведение конверсии в соответствии с договором направляются на специальные счета специальных пользователей, открытые в Государственном казначействе, и расходуются в соответствии с планом использования средств, утверждаются специальным пользователем по согласованию с Минфином и НКРСИ».
Поэтому Национальная комиссия регулирования связи и информатизации еще в начале мая 2014 подготовила проект постановления с необходимыми изменениями. Документ часто попадал в Кабинет Министров, но каждый раз возвращался с какими-то замечаниями Минфина или Минэкономики. Последний раз постановление отправилось в правительство несколько недель назад и сейчас оно до сих пор находится там.
Как сообщил корреспонденту «proIT» источник в НКРСИ, пока не внесены изменения в постановление правительства, госрегулятор не может вынести на общественное обсуждение и на свое заседание условия тендера на лицензии для связи третьего поколения. Как утверждает источник, НКРСИ действительно сделала все от нее зависящее и теперь находится в режиме ожидания.
С технической точки зрения операторы могут начать работать на «частотах третьего поколения» хоть сегодня. По словам Владимира Зверева, председателя Государственной службы специальной связи и защиты информации, у Минобороны есть 8 радиолокационных станций, которые используют частоты под 3G. Однако каждая такая станция имеет радиус действия около 30 км, и они все удалены от крупных населенных пунктов.
В комментарии «proIT» Владимир Зверев сообщил, что Госспецсвязи в рамках выполнения Указа Президента ускорила подготовку выполнения научно-исследовательской работы (НИР) относительно разработки необходимых нормы частотно-территориального разноса радиоэлектронных мероприятий специальных и общих пользователей. Эти нормы необходимы для определения мест установки базовых станций мобильной связи третьего поколения стандарта IMT-2000 (UMTS), в частности, для того, чтобы на время проведения конверсии они не перекрывались действием военных радиолокационных станций.
«На данный момент техническое задание на упомянутую НИР согласовано с исполнителем ― Государственным предприятием «Научно-исследовательский институт радиоэлектронной техники» (г. Харьков) и заказчиками ― мобильными операторами Украины, а также заинтересованными государственными органами ― Госспецсвязи и Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины. НКРСИ планирует рассмотреть проект технического задания на своем заседании 19 августа 2014 года. Договора на выполнение упомянутых НИР подписаны. Таким образом, по состоянию на 14 августа, практически все формальные требования относительно начала выполнения НИР выполнены», ― говорит председатель Госспецсвязи. Кроме того, по его словам, Госспецсвязи уже предоставила ГШ ВСУ свои предложения относительно проекта плана конверсии радиочастотного ресурса ― документа, которым устанавливается стоимость работ по конверсии и определяются сроки их выполнения. Зверев также отмечает, что по состоянию на 14 августа 2014 года Госспецсвязи не видит угроз относительно невыполнения мероприятий, которые предусмотрены Указом Президента№613/2014.
Вместе с тем, на прямой вопрос корреспондента «proIT», кто будет нести ответственность, если Госспецсвязи не успеет выполнить мероприятия в области конверсии радиочастот до 15 августа 2014 года, Владимир Зверев ответил: «Вопрос ответственности за некачественное или несвоевременное осуществление полномочий какого-либо органа исполнительной власти относится к компетенции Кабинета Министров Украины».
Надо сказать, что Госспецсвязи оказалась единственной госструктурой, которая согласилась прокомментировать редакции «proIT» ход конверсии. НКРСИ, Минобороны, ГШ ВСУ, которым Президент поручил до 15 августа провести конверсию частот, беседовать на эту тему с редакцией отказались. Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации Президента, который в последнее время активно пропагандирует запуск в стране связи третьего поколения, также не ответил на требование.
О том, что процесс конверсии приобрел не публичный и кулуарный характер, корреспонденту «proIT» сообщили, как неофициально, так и официально. В частности, источник в Администрации Президента сообщил, что там «отслеживают этот (процесс конверсии частот) вопрос». В другом госучреждении, причастном к процессу, сказали, что вопрос решается гораздо выше уровня операторов и ведомств. Очевидно, что в зависимости от того, какое решение будет принято, такими и будут дальнейшие действия госструктур.
В свою очередь Михаил Шуранов, директор по корпоративным коммуникациям «Киевстар», сказал следующее: «В соответствии с Указом Президента, до 15.08. военные должны были принять меры для проведения конверсии радиочастот, и уведомить об этом НКРСИ. Посколькупроцесс этот не публичный, мы не имеем о нем достоверной и открытой информации. Мы надеемся увидеть план конверсии в финальных условиях тендера на лицензии диапазона 2100 МГц, когда последний будет объявлен».
Между тем, его коллега Олег Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю «МТС Украина» довольно скептично оценивает перспективы чиновников уложиться в установленные Президентом сроки: «Если НКРСИ не объявит о начале конкурса на этой неделе, то подвести его итоги 30 октября будет технически невозможно».
У оператора life:) более оптимистичный настрой. Дмитрий Фурман, директор по корпоративным регуляторным и юридическим отношениям мобильного оператора, считает, что приказ Президента предполагает, прежде только, проведение до 15 августа комплекса первоочередных подготовительных мер для старта процесса конверсии, в том числе ― проведение работ по разработке норм частотно-территориального разноса. Он говорит, что операторы уже профинансировали эти работы и подписали договора. «Мы надеемся, что тендеры на все 3 лицензии будут проведены не позднее 30 октября 2014 года, что позволит life:) развивать инфраструктуру 3G сетей одновременно с конверсионными работами, и там, где это не будет мешать военным ― в частности, в больших городах», ― заключает Дмитрий Фурман.
Как бы там ни было, а 15 августа уже позади, но публичных заявлений ответственных госструктур о результатах выполнения Указа Президента относительно конверсии радиочастот для запуска связи третьего поколения нет. Долгожданная «политическая воля» на самом высоком уровне, чем определенно можно назвать приказ Порошенко и назначение им нового состава НКРСИ, бесспорно, столкнулась с некой иной волей — не менее весомой. И пока все дороги ведут в Кабинет Министров.
Источник: http://svodka.net/