2017 год по праву можно назвать годом подготовки к внедрению четвертого поколения мобильной связи в Украине.
Государственные органы в свою очередь занимаются организацией тендера на продажу 4G-лицензий, и даже уже назвали стартовые суммы стоимости радиочастотных полос. Мобильные операторы наперебой заявляют о готовности внедрять услуги на базе широкополосного мобильного интернета. Как будто всё, что им для этого необходимо – получить частотный ресурс. Однако, шагая в будущее с новыми технологиями, нам не стоит тащить за собой бремя неэффективных регуляторных практик. Я уверен, что Украина заслуживает не только номинального запуска новой технологии, но также и внедрения европейских – прозрачных и конкурентных – условий функционирования рынка. Условий, которые являются must have для всех развитых стран.
К сожалению, украинский рынок мобильной связи, несмотря на довольно успешный (и однозначно долгожданный) запуск 3G, так и не смог надеть современный костюм и продолжает щеголять в палеолитическом рубище. Как и поколения назад, украинские абоненты остаются заперты в сетях доминирующих операторов, страдая от антиконкурентной и дискриминационной ценовой политики. В то же время происходит вытеснение игроков без рыночной власти, не имеющих возможность увеличить свою рентабельность из-за отсутствия реальных конкурентных практик и недостатка эффективных мер по регуляции рынка. Надеясь на возможность предложить абоненту более скоростные сервисы, мы все время забываем о том, что кроме экстенсивного (количественного) пути развития рынка есть и интенсивный (качественный). И именно последний сейчас как никогда необходим для развития, а, возможно, и выживания украинского телекома.
Кроме того, смогут ли украинцы в полной мере воспользоваться преимуществами запуска новейшей технологии связи, пока неочевидно.
Предположим, что по мановению некой волшебной палочки, 4G запускается уже сейчас. Что это принесет Украине и украинским пользователям мобильной связи? Высокоскоростной мобильный интернет и новые сервисы, связанные с его использованием? Однозначно, да. Но у кого будет возможность ими пользоваться? Отставим в сторону тарифный вопрос – очевидно, что 4G будет недешевой услугой. Однако везде ли он будет доступен? Принимая во внимание существующие барьеры для абонентов, при смене оператора можно злоупотреблять рыночной властью, ограничить инвестиции в модернизацию – и при этом не терять абонентов, «замыкая» их в своей сети. Более того, в Украине цены на услуги мобильной связи устанавливаются прямо пропорционально доле оператора на рынке, что приводит к тому, что новые технологии появляются лишь в самых «выгодных» локациях.
История запуска 3G в Украине показывает, что за 3 года агрессивного роста, мобильные операторы (при том, что у всех были равные возможности с точки зрения радиочастотного ресурса) смогли обеспечить покрытием лишь чуть больше половины населения страны. Для оставшейся же половины граждан страны, внедрение новых технологий остается под вопросом, не говоря уже о том, что для них придется теперь обеспечить не только 3G, но и 4G сеть. Все это приведет к тому, что 4G фактически станет «услугой для избранных», т.е. увеличится так называемый «цифровой разрыв» – ситуация, когда часть населения страны в принципе не имеет доступа к современным информационным технологиям.
Мы верим в свободу выбора потребителей. К сожалению, сейчас, учитывая структуру рынка мобильной связи в Украине, абоненты не имеют возможности выбирать наиболее выгодного мобильного оператора. Они застряли, искусственно привязанные к своей текущей сети и не желая пожертвовать собственным номером. Такая пассивная позиция связана в том числе и со злоупотреблениями на рынке, и с сохранением симметричного расчета ставок интерконнекта независимо от доходности для разных операторов. Мы верим в то, что люди должны быть абсолютно свободны в своем выборе, даже если это просто выбор мобильного оператора. Это единственная возможность обеспечить хоть какую-то конкуренцию на украинском рынке. Более того, мы уверены в том, что в 21 веке такая свобода абонентов не может стоять под вопросом. Она должна быть безапелляционно предоставлена!
И когда мы думаем о развитии и движении рынка вперед, о запуске новых технологий, мы просто не можем позволить себе право отмахиваться от этого фундаментального принципа!
Когда в Украине говорят о как можно более поспешном запуске 4G-связи, любой ценой, невзирая на препятствия, апеллируя к «европейскому опыту», нужно понимать одну простую вещь. Антиконкурентные практики (такие как более чем шестикратный разрыв между стоимостью внутрисетевых звонков и на другие сети, многократная разница тарифов в зависимости от доли оператора в регионе и пятикратные завышения ставок интерконнекта) давно уже стали историей в европейских государствах. Все эти барьеры в Украине можно исправить буквально за год, если все участники рынка будет действовать цивилизованно и совместно работать над его развитием.
Призываю ли я отказаться от 4G? Отнюдь. Используя принцип совместного использования ресурсов сети, операторы могут развернуть связь четвертого поколения достаточно быстро. 4G необходим нам так же, как и любой другой инструмент развития здорового государства: реформы, независимые суды, прозрачный политикум. Но, как и любой подобный инструмент, четвертое поколение мобильной связи принесет желаемый эффект только в том случае, если будет посеяно на благодатной почве эффективного, конкурентного и рентабельного рынка. Рынка, где у абонента есть свобода выбора, где у каждого игрока равные права и возможности, где поощряется качественное развитие, где государство имеет возможность реального контроля, и использует ее строго по назначению.
Источник: http://biz.nv.ua/