На качество связи в мобильных сетях GSM и CDMA влияет большое количество факторов. Среди них главенствующую роль играют наличие покрытия и сила сигнала. Покрытие обеспечивается сетью базовых станций (БС). Зона покрытия БС зависит от многих факторов, в том числе от частотного диапазона, высоты размещения антенны, мощности приемо-передатчиков. Повышение мощности и высоты расположения антенны увеличивает площадь покрытия, но грозит возникновением интерференции.
Достаточная емкость сети позволяет абоненту осуществить звонок в любой момент и избежать обрывов. Она особенно критична в местах большого скопления абонентов – в офисных центрах и ТРЦ, на площадях, стадионах. Нехватка емкости приводит к блокированию попытки установления соединения, к обрыву при эстафетной передаче звонка между БС, к ухудшению слышимости, снижению скорости ПД.
Также немаловажную роль играет радио-обстановка в регионе. Так, при наличии помех от внешних источников излучения или наложении близких частотных каналов разных антенн возможно возникновение интерференции, и как следствие – ухудшение слышимости, обрывы. На качество покрытия и связи значительно влияет рельеф местности, тип и плотность застройки, наличие посторонних источников излучения, а в отдельных случаях – даже погодные условия.
При планировании покрытия необходимо учитывать такие свойства радиоволн, как преломление, отражение, способность проникать сквозь преграду.
Одна БС обеспечивает покрытие на равнинной открытой местности в радиусе 15-35 км. Однако необходимо обращать внимание на места, в которых сигнал обычно слабее: подвалы, лифты, горную местность, ущелья, пещеры. Сила сигнала влияет на возможность осуществления звонка. Если сигнал ослабевает во время разговора, возможно ухудшение слышимости или обрыв соединения.
Не надо забывать также о самих мобильных телефонах, ведь он является полноправным звеном в цепочке получения абонентом услуги. От корректности его работы, уровня используемых технологий также зависит качество получаемой услуги.
Чтобы обеспечить надлежащий уровень работы связи и сервисов и улучшить покрытие и качество сигнала, технические специалисты сотовых операторов периодически изменяют конфигурацию базовых станций, например, высоту установки антенны, регулируют мощность вещания БС. В отдельных случаях они устанавливают репитеры или базовые мини-станции, а также строят новые БС и расширяют зону покрытия.
Для увеличения емкости технической сети на БС увеличивают количество приемо-передатчиков, устанавливают БС с большей емкостью (обычно это БС другого частотного диапазона (900/1800 МГц), а также изменяют конфигурацию «емкостных» БС.
Чтобы улучшить качество сигнала, устранить помехи и избежать интерференции при постройке и изменениях конфигурации БС, технические специалисты проводят оценку текущей локальной радиоситуации и, исходя из полученных показателей, прогнозируют возможный уровень интерференции при планировании сети. Для устранения помех проводится постоянная оптимизация сети, мониторинг радиоситуации в различных регионах Украины, при постоянном взаимодействии с регуляторными органами по вопросам частотного мониторинга.
Так, например, в МТС в рамках программы по улучшению качества связи и сервисов действует система менеджмента качества, направленная на изучение требований абонентов, предоставление услуг абонентам в соответствии с их ожиданиями, а также для контроля качества предоставляемых сервисов. МТС проводит регулярную оценку удовлетворенности абонентов качеством услуг, обслуживанием, качеством связи и тарифами с помощью маркетинговых исследований и анализа обращений абонентов. Исследования проводятся в основном путем проведения телефонных интервью, в процессе которых абонентам задают несколько вопросов. На основании ответов абонентов рассчитывается индекс NPS.
Основная цель исследования NPS – определить уровень лояльности абонентов к оператору, а также выявить основные причины, по которым абоненты лояльны и рекомендуют (не рекомендуют) своего оператора друзьям и знакомым. Так, по результатам последних исследований в 2008 году (всего их было четыре) показатель NPS у МТС увеличивался и к концу года возрос на 15 п.п. (с 12% до 27%), непрерывно росла и доля абонентов МТС, готовых рекомендовать своего оператора друзьям и знакомым.
Только за несколько последних лет МТС инвестировала в свою сеть рекордную сумму – около $2,7 млрд. В результате столь масштабных инвестиций и многолетней работы по развитию инфраструктуры оператору удалось значительно повысить качественные показатели своей сети.
Стараются не отставать и другие операторы. Так, «Киевстар» всегда делал ударение на качество связи и обслуживания, также активно инвестирует в развитие своей сети, постоянно оптимизирует ее работу, увеличивая защищенность от радиопомех и предотвращая перенагрузки. Life:) же старается привлечь абонентов инновационными услугами и стремится удовлетворить их запросы. Так, согласно исследований оператора, за 2008 год значительно возросла лояльность корпоративных абонентов – с 67% до 78%. При этом удовлетворенность услугами у них возросла с 69% до 78%. Beeline также наращивает покрытие, большой набор дополнительных услуг, в том числе услуги скоростной передачи данных по технологии EDGE/GPRS и широкополосной передачи данных по технологии FTTB на скорости до 1Гб/сек, а также качество сервиса.
Так что можно с уверенностью сказать, что качество мобильной связи в Украине на должном уровне, однако для дальнейшего развития нужно внедрять новые технологии, в первую очередь для передачи данных, 3G (UMTS) и уже изучать возможности 4G (LTE). Ведь будущее за мобильным интернетом и сервисами, с ним связанными.